info@intermediator.ru

 Москва, ул. Уральская, д. 1, а/я 51

(495) 587-74-81

intermediator.company

— Александр Григорьевич, как думаете, каков потенциал консалтингово-посреднических услуг в издательском бизнесе? Насколько сильно сфера в них нуждается?

Полагаю, что потенциал этот весьма значителен. Чтобы чрезмерно не расширять тему, поговорим о консалтингово-посреднических услугах на электронном рынке. Рынок этот, во-первых, новый, во-вторых, высокотехнологичный, в-третьих, сложный экономически. Эти три обстоятельства означают, что издательствам, во всяком случае, не слишком большим, затруднительно выходить и присутствовать на нем самостоятельно, без посторонней помощи.

— С какими сложностями сегодня сталкиваются издательства при выходе на электронный рынок?

Для начала нужно по-новому организовать бизнес-процессы в самом издательстве: технологический процесс подготовки полноценного электронного издания (мы не говорим о простой электронной копии печатного издания) лишь частично совпадает с процессом подготовки издания печатного. Еще до этапа редакционной подготовки специфика реализации произведения в электронной форме требует корректного договорного закрепления. Специфические требования возникают и на этапе редактирования (например, к оформлению выходных сведений), а уж о верстке или, тем более, сбыте не приходится и говорить. Как следствие, издательству часто приходится «изобретать велосипед», причем из-за нехватки опыта и квалификации «велосипед» этот обычно получается дорогим и кривоватым. Осознавая свою неискушенность, многие издательства ограничиваются электронной копией печатного издания и с ней выходят на рынок. В результате качество получившегося продукта оказывается неоправданно низким: файлы имеют огромный размер и «тормозят» в работе, справочный аппарат издания не использует возможности быстрых переходов за счет поддержки гипертекстовости, полностью отсутствует мультимедийность, порой не работают даже поиск по тексту и формирование цитат, большие поля (оставшиеся от печатного издания) неоправданно уменьшают размер шрифта и заставляют ломать глаза читателя, ложно отождествляются по ISBN издания разных типов (бумажные и электронные) и т. д. и т. п. А где низкое качество, там, в условиях конкуренции, неизбежный экономический проигрыш. Кроме того, теряется из виду возможность подготовки электронных изданий, вообще не имеющих печатного аналога и расширяющих возможности издателя хотя бы отсутствием ограничений по объему и цветности.

— Технологии сбыта сегодня тоже с каждым днем усложняются...

Верно, тут и технические вопросы (например, книги можно продавать с защитой «водяными знаками», с полноценной DRM-защитой, распространяя сертификаты на скачивание вместо самого контента и т. д.), и ценообразование (на этом рынке множество видов цен, одно перечисление которых заняло бы слишком много места), и борьба с пиратством, и интернет-продвижение (SMM), и маркетинговая тактика (например, некоторые ЭБС готовы продавать книги в составе базовых коллекций, тематических, издательских и поштучно), и учет специфики корпоративного и розничного сегментов, и организация выхода на зарубежные рынки — всего не перечислишь. Или издательству нужно растить своих специалистов, хорошо ориентирующихся во всем спектре соответствующих проблем, или обращаться к посредническо-консалтинговым услугам компании, специализированной на работе с этим рынком. Но хуже всего самостоятельные неквалифицированные действия — в этом случае выручка будет многократно меньше той, которая могла бы быть при профессиональном подходе к делу, а потери уж точно превысят расходы на посредничество и консалтинг.

— Существовали ли такого рода услуги в книгоиздании раньше или эта тема получила актуальность только сейчас? С чем это связано?

Что касается именно электронного рынка, то предложение подобных услуг столь же ново, как и сам рынок, и обусловлено, как я сказал, его сложностью. Посредничество в данной сфере есть всюду, где рынок достиг определенного уровня.

— Если сравнить российский опыт с зарубежным: насколько посреднические услуги развиты в странах Запада?

Что касается Запада, мы знаем, например, компании, позволяющие «в одно окно» выходить сразу на множество мировых торговых интернет-площадок, реализующих электронные книги. С одной такой компанией мы тесно сотрудничаем сами. Есть также компании, предоставляющие свои интернет-платформы для целей дистрибуции электронного контента, и цепочка от поставщика до покупателя может насчитывать не одно звено. В некотором смысле посредничеством занимаются и рекомендательные сервисы, хотя это довольно специфичный сегмент. Ну, а где посредничество, там и консалтинг, поскольку поставщику, а зачастую и потребителю, обычно приходится достаточно подробно объяснять «что, зачем и почему».

— Потребность в консалтинговых и посреднических услугах — следствие развития и усложнения издательского бизнеса? Есть ли связь с развитием электронного сектора, совершенствованием законодательства?

Да, безусловно положительный ответ на оба вопроса. Мы переживаем третью книжную революцию: первой был переход на личные носители с удобной навигацией (я имею в виду смену табличек и свитков кодексами), второй — появление общедоступной печатной книги, а третья — это переход на электронную форму. Каждая из этих революций несла усложнение технологии, а нынешняя революция целиком основана на использовании развитых информационно-коммуникационных средств. Задействовать полностью их потенциал — задача очень высокой квалификации как в сфере книжного дела, так и IT. Усложняется законодательство и вся нормативная база книжного дела, причем прямо на глазах: сколько за последнее время произошло изменений в IV части Гражданского кодекса, в Законе об обязательном экземпляре, в антипиратском законодательстве, регулировании Интернета, сколько принято и разрабатывается новых ГОСТов! А ведь не всякое даже среднее издательство может позволить себе содержать юриста! Соответственно, многие задачи по подготовке, сбыту и юридическому обеспечению всего процесса книгоиздания и книгораспространения целесообразно отдать на аутсорсинг, иначе сотрудникам издательств вместо текущей работы придется непрерывно заниматься повышением своей квалификации.

Есть, однако, и такие консервативные издатели, которые делают вид, что никакой революции не происходит, и либо по прежнему стереотипу работают только с бумажной книгой, либо отдают свои типографские pdf-файлы наиболее неотвязчивым продавцам электронных книг за небольшую плату, никак не рассчитывая на большее.

— Какие мифы и белые пятна, по Вашим наблюдениям, существуют сейчас в области электронного книгоиздания?

Среди издательств есть, конечно, «передовики», с самого начала вышедшие на электронный рынок, но очень большое количество издателей все еще имеют об этом рынке весьма смутные представления и разнообразные предубеждения. Одни считают, что если начнут выпускать электронные книги, то продажи бумажных резко просядут (хотя падает именно бумажный рынок, а электронный как раз растет), другие — что у них тут же всё украдут пираты (хотя пираты обычно используют сканы совершенно беззащитных от пиратства печатных изданий, а электронные книги как раз можно достаточно надежно защитить), третьи — что выручка от электронных книг столь мала, что с ними не стоит и связываться (хотя мы знаем издательства, уже сейчас получающие половину своих доходов от электронных продаж)... В общем, предрассудков масса, и издателей постоянно приходится разубеждать и убеждать в том, что при грамотном подходе они только приобретут, а не потеряют, и приобретут, возможно, немало.

— Какие основные сложности, с которыми сталкиваются участники рынка, Вы помогаете преодолевать? Какого рода услуги оказываете?

Мы стремимся стать чем-то вроде аналога многофункционального центра в жилищно-бытовой сфере — чтобы любой участник рынка, придя к нам, был проконсультирован и получил полный набор требуемых услуг.

Основные наши клиенты, конечно, издательства. Им мы помогаем с предпродажной (не путать с редакционной, которой мы не занимаемся) подготовкой электронных изданий — это приведение выходных сведений к требованиям соответствующих ГОСТов и актуализация этих сведений (иначе говоря, подготовка электронного стереотипного переиздания), изготовление навигационного меню, оптимизация объема файлов, придание кликабельности всем видам ссылок, восстановление (в случае утраты работоспособности) поиска по тексту и формирования цитат, оцифровка (при отсутствии каких-либо файлов) и еще целый ряд операций, а если целевой формат с плавающей версткой (epub, fb2), то изготовление книжного файла в этом формате. Далее, мы можем брать подготовленные книги на реализацию — с тем, чтобы заполнить максимальное количество каналов продаж — корпоративных и розничных, отечественных и зарубежных. Кроме того, мы можем обеспечить антипиратскую защиту продаваемых через нас книг. Консалтинговые услуги (в том числе формирование коллекций и ценообразование) в случае заказа предпродажной подготовки и реализации мы оказываем бесплатно. Есть у нас и опыт оказания учебно-консультативных услуг на платной основе — это преимущественно большим издательствам.

Сейчас, после введения в действие новой редакции Закона об обязательном экземпляре, у издательств возникла необходимость в изготовлении и передаче в государственные депозитарии электронной копии печатного издания в формате PDF/A и с дополнительными требованиями. Рассматриваем возможность помощи издательствам и в данном деле, поскольку это непосредственно наш профиль.

— А есть ли у Вас какая-то услуга, которой не предлагают другие игроки рынка?

Да, наша уникальная услуга для издательств, оказание которой стало возможным благодаря нашей посреднической роли, — это формирование сводных тематических коллекций разных издательств. Мы стараемся сформировать сводные коллекции так, чтобы они стали лидерами продаж в соответствующей тематической нише. К сводной коллекции наш клиент может присоединить книги, которые для него являются непрофильными и не могут войти в собственную моноиздательскую коллекцию либо являются для нее балластом. В сводной же коллекции подобные книги находят свое место и только усиливают эту коллекцию. Данное направление мы считаем для себя одним из самых перспективных и получили поддержку его развития от таких ведущих ЭБС, как «Лань», «Университетская библиотека онлайн», «Консультант студента», «БИБКОМ/Контекстум» и др.

— Выше речь шла в основном о помощи издательствам. Но на рынке также действуют отдельные авторы, ЭБС, интернет-магазины...

Встречаются случаи, когда автор имеет у себя оригинал-макет своей книги и свободные права на электронное издание. И тогда мы можем содействовать автору примерно по той же схеме, что и издательству. В этом случае в роли публикатора выступает сам «Интермедиатор».

Наша помощь может оказаться полезной и продавцам электронных книг, причем не только новичкам, но и имеющим большой опыт: зачастую ценен взгляд со стороны и независимая оценка технических решений и бизнес-процессов. Подобный аудит может понадобиться и издателю, решившему приобрести у продавца его программное обеспечение для самостоятельной реализации электронных книг. Так, у нас есть опыт сравнения ряда программных решений и аудита одной из известных ЭБС по заказу издательства, желавшего выбрать с нашей помощью наилучший способ прямых продаж.

— А какие услуги самые востребованные?

Я бы сказал, что самой востребованной у нас является услуга комплексного обслуживания — именно полное перекладывание на нас всех забот по подготовке, реализации и защите электронных изданий больше всего привлекает наших клиентов-издателей.

— Насколько дороги Ваши посредническо-консалтинговые услуги, всем ли участникам рынка они по карману?

Как ни парадоксально это выглядит, но в некоторых случаях работать через нас как посредника оказывается даже номинально выгоднее, чем напрямую. Например, это относится к антипиратским услугам: так как по отношению к антипиратским структурам мы выступаем в роли заказчика-агрегатора, то присоединение к нашему пулу издательств снижает цену позиции, потому что она зависит от общего числа защищаемых изданий. При самостоятельной предпродажной подготовке изданий мы устанавливаем самые низкие тарифы, поскольку сами заинтересованы в максимальной доступности услуг, способствующих повышению качества и, тем самым, росту реализации. Как посредники в реализации, мы также добавляем сравнительно небольшой процент, чтобы наши условия не слишком отличались от условий прямой работы с продавцами. Кроме того, как было сказано выше, важные консалтинговые услуги (формирование коллекций и всех видов цен) оказываются бесплатно. Но, самое главное, поставщик обязательно убеждается, что те финансовые результаты, которые он имеет при нашем посредничестве, существенно превышают результаты при прямой работе с продавцами. Поэтому с нами работают даже совсем небольшие и небогатые издательства.

— Каких результатов уже удалось добиться? В чем удалось помочь участникам рынка?

Давайте начнем с издателей и отдельных авторов: что их заботит прежде всего? Думаю, две вещи: чтобы их книги были повсюду, у любого продавца, и чтобы эти книги пользовались спросом и признанием. О чем думают продавцы? Полагаю, о том, чтобы к ним поступал качественный товар и он также пользовался спросом и признанием. Что волнует читателей? Чтобы интересующие их книги были им доступны технически и экономически и чтобы они были сделаны качественно и удобны для чтения. Из ответов на предыдущие вопросы, надеюсь, понятно, что наша компания старается не забывать никого из участников рынка. Наверно, поэтому число наших клиентов постоянно растет.

Беседовала Елена Реди
Источник: ЛибИнформ

Возврат к списку