info@intermediator.ru

107241, г. Москва, а/я 51

+7 (495) 587-74-81

intermediator.company

На рынке электронных изданий, в его корпоративном сегменте, хорошо известны электронные библиотечные системы (ЭБС), собирающие контент у издательств. С ЭБС библиотеки взаимодействуют напрямую, приобретая доступ для своих читателей. Однако за кадром при этом остаётся ещё один важный игрок рынка, агрегирующий контент для самих ЭБС и поставляющий его им в виде сводных тематических коллекций. Речь идёт об Агентстве электронных изданий «Интермедиатор», директору которого Александру ЯКОВЛЕВУ мы решили задать ряд вопросов, касающихся уникального продукта компании.

AYakovlev.jpg
Александр Яковлев, директор Агентства электронных изданий «Интермедиатор»

— Александр Григорьевич, прежде всего давайте объясним читателям, что именно Вы называете сводными тематическими коллекциями.

— Действительно, начнём с определения. Сводная тематическая коллекция — подборка электронных книг разных издательств по одной тематике с ценой, сравнимой со стоимостью обычной издательской коллекции.

— Все ЭБС предоставляют доступ к различным коллекциям. Каково принципиальное отличие ваших коллекций от любых других? И в чём преимущество сводных тематических коллекций по сравнению с покнижным комплектованием?

— В сегменте ЭБС получили распространение такие модели комплектования, как предоставление доступа к базовым и издательским коллекциям, а также к отдельным книгам (или журнальным изданиям). Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки. Базовая коллекция позволяет получить доступ сразу к очень большому количеству изданий (порой их десятки тысяч) — это её плюс, однако любая библиотека имеет свою специфическую аудиторию со вполне конкретными потребностями. Так, библиотеке медицинского вуза вряд ли нужны книги по строительству, небольшой публичной библиотеке — серьёзные научные монографии, архитектурному колледжу — литература про воспитание «особых» детей… Однако базовая коллекция всегда многопрофильна, и в результате библиотека платит за множество реально не востребованных читателями изданий. Даже при членении базовой коллекции на крупные тематические блоки и их реализации по отдельности проблема полностью не исчезает. Кроме того, не все издательства соглашаются включать свои книги в состав базовых коллекций, в результате чего одни тематики в базовых коллекциях представлены широко, а другие — крайне скудно или не представлены вовсе.

— Давайте перейдём к модели издательских коллекций.

— Такие коллекции — отличная вещь, если издательство работает чётко в пределах ограниченной тематики, на которой специализируется. Тогда его аудитория прекрасно знает своего издателя, и профильная библиотека обязательно комплектуется его продукцией. Проблема тут только в том, что таких узкоспециализированных издательств крайне мало. Редкий издатель удержится от того, чтобы не опубликовать явно качественную книгу по смежной тематике или вообще чуждой ему. Так тематическая направленность издательства постепенно размывается. А многие не слишком маленькие издательства в принципе многопрофильные. И тогда получается, что издательству сложно сформировать на основе своего прайс-листа набор чётко ориентированных по тематике коллекций: по каким-то дисциплинам книг оказывается слишком мало и их приходится «подмешивать» в коллекции более-менее близкой тематики. Так в коллекцию по химии попадает биология, по истории — искусствознание, по программированию — электроника, по архитектуре — строительство и т.д. и т.п. Иногда в подобных случаях недобор материала компенсируется малоценными изданиями: методичками, сборниками студенческих конференций и пр. Таким образом, библиотеке приходится снова напрасно платить за балласт.

— Да, проблема известная. Поэтому многие библиотеки переходят на индивидуальное (покнижное, пожурнальное) комплектование. Чем плоха эта модель?

— Безусловно, при такой модели никакого балласта нет. Но есть две другие проблемы: трудоёмкость и цена. И если первую проблему библиотекарь-комплектатор может решить с помощью вузовского библиотечного совета или путём дополнительных личных трудозатрат («пинцетиком» отбирая нужные издания), то проблему цены он решить никак не может: согласно рыночным условиям цена индивидуального доступа и стоимость доступа в составе коллекции различаются обычно кратно! Собственно, коллекция всегда представляет собой скидочную форму по сравнению с индивидуальным доступом и несколько отдельных входящих в коллекцию изданий могут оказаться дороже, чем доступ ко всей коллекции, скажем, из нескольких десятков позиций.

— Существует ли оптимальное решение, позволяющее избавиться от балласта и получить приемлемую цену?

— Да, это и есть сводная тематическая коллекция. Мы включаем в неё книги разных издательств, отбирая их строго по тематике: в такой ситуации появление балласта исключается. При этом сохраняется главное экономическое преимущество коллекций: если просуммировать цены на индивидуальный доступ к входящим в коллекцию изданиям, то результат окажется кратно больше, чем стоимость коллекции.

— Предлагает ли ещё кто-то на рынке аналогичный продукт?

— Нет, делать это просто больше некому, поскольку для формирования сводных тематических коллекций требуется большая работа с издательствами, особые лицензионные договоры и т.д. Сами издательства этой работой заниматься не могут, поскольку очень слабо взаимодействуют друг с другом, резонно сосредотачиваясь на внутренних бизнес-процессах, а ЭБС традиционно взаимодействуют с каждым своим поставщиком по отдельности. Имея дело порой с сотнями издательств, они лишаются возможности вести сложные переговоры по формированию совместных поставок.

— Сколько у «Интермедиатора» сейчас сводных коллекций и какое количество издательств привлечено к их формированию?

— Наши коллекции можно условно разделить на следующие группы:
1) ориентированные на дошкольное и общее начальное, основное и среднее образование — по преобладающей направленности мы называем их школьными. Предназначены они для дошкольных организаций, общеобразовательных учреждений, организаций среднего профессионального образования, педагогических вузов, публичных библиотек;
2) соответствующие вузовским дисциплинам: естественнонаучным, инженерным, психолого-педагогическим, религиозно-философским, архитектурно-строительным, экономико-управленческим, по медицине и охране здоровья и пр. Некоторые из этих коллекций могут использоваться не только в вузах, но и в колледжах;
3) предназначенные прежде всего для публичных библиотек — это художественная и научно-популярная литература.
Всего у нас порядка 50 коллекций, ещё целый ряд находится в стадии формирования. Участвуют в них примерно 30 издательств, и их круг постоянно расширяется. Среди них есть известные коммерческие издательства («Лаборатория знаний», «ДМК Пресс», группа «Альпина Паблишер», «Директ-Медиа» и др.), ведущие вузовские (Издательский дом ВШЭ, Издательский центр РГГУ, Издательство МИСИ-МГСУ), хорошо известные своей аудитории небольшие нишевые издательства (например, «Генезис», «Социум», «Теревинф», «Стрелка Пресс», «Институт общегуманитарных исследований») и др. С рядом издательств у нас эксклюзивные отношения: они полностью доверили нам всю работу со своим контентом на электронном рынке.

— Расскажите подробнее о коллекциях, которые Вы называете школьными. По какому принципу они формируются?

— Строго в соответствии с ФГОС: мы компонуем контент по предметным областям и ступеням общего образования: дошкольному, начальному, основному и среднему. Сейчас у нас в школьные коллекции входят свыше 800 изданий, и их количество мы быстро наращиваем. Следует подчеркнуть, что речь не о сертификатах на доступ к продающим сайтам издательств, а о реальном контенте.

— Осуществляет ли Ваше агентство подготовку изданий к реализации или Вы используете электронные копии печатных изданий?

— По мере возможности и в зависимости от финансовых возможностей издательств-поставщиков мы стараемся превращать исходные pdf-файлы в полноценные электронные издания, следуя методическим разработкам Российской книжной палаты и лучшим практикам рынка. Это означает оформление их выходных сведений по соответствующему ГОСТу, присвоение электронному изданию собственного порядкового номера и ISBN, проведение технической оптимизации (зачастую издательства предоставляют огромные «неповоротливые» файлы, которые можно кратно уменьшить без ущерба для восприятия), создание навигационного меню, обрезку полей и выполнение ряда других операций, существенно улучшающих восприятие текста и удобство работы с ним. Для школьных коллекций эта работа выполняется в полном объёме.

— Каким образом библиотека может приобрести ваши коллекции? Напрямую или только через ЭБС?

— Теоретически можно и напрямую, но вообще мы не считаем своей задачей непосредственную работу с библиотеками. С этим прекрасно справляются ЭБС, а у нас помимо работы по данному направлению есть и другие, не менее важные для нас, сферы деятельности. Мы работаем со всеми ЭБС без исключения, однако важно понимать, что набор наших коллекций и их состав у разных агрегаторов не совпадают. Тому есть разные причины: в частности, у ЭБС могут быть прямые отношения с каким-то из издательств, издания которого включены в данную сводную коллекцию, — тогда при поставке соответствующей коллекции этой ЭБС мы изымаем книги данного издательства и поставляем коллекцию в сокращённом виде. Если сокращения слишком велики, коллекция не поставляется совсем. Поэтому мы советуем библиотекам, заинтересованным в наших сводных коллекциях, предварительно консультироваться с нами о возможности приобретения тех или иных продуктов: мы порекомендуем ту ЭБС, которая в наибольшей степени соответствует запросу.

— Вы упомянули сферы деятельности Вашего агентства, не относящиеся к формированию и распространению сводных тематических коллекций. Можно сказать о них пару слов?

— Помимо взаимодействия с ЭБС мы занимаемся розничными продажами электронных изданий, в том числе на зарубежных площадках и через собственный магазин «Электронный универс» (https://e-Univers.ru). Предоставляем издательствам услуги консалтинга — помогаем квалифицированно действовать на электронном рынке. Также важным направлением для нас является антипиратская работа, которой мы занимаемся совместно с известной компанией «Катков и партнёры». Это тоже очень интересные направления, но разговор о них несколько выходит за рамки нашего интервью.

— Да, безусловно, это отдельный разговор, который, будем надеяться, сможем продолжить в будущем. А пока большое спасибо за беседу!

— Спасибо и Вашему неизменно интересному журналу за возможность рассказать о нашей работе.

Беседовала Елена Бейлина
Источник:
Университетская книга


Возврат к списку